Сотрудничество со школами региона

Программа

элективного курса  по физике

для 10-11 классов.

«Применение цифровой лаборатории « SensorLab» при проведении практических и лабораторных работ по физике»

 

 Составитель учитель физики

МБОУ СОШ №4

Бауэр Т.М.

г. Донецка

2014г.

Пояснительная записка.

Одна из проблем профилизации старших классов большинства общеобразовательных школ во многих случаях – недостаточное число учащихся для ком­плектования профильных классов. Поэтому удовлетво­рить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на профильном уровне, можно с помощью элективных курсов, дополняющих базовый уровень. Одним из таких курсов может быть «Применение цифровой лаборатории « SensorLab» при проведении практических и лабораторных работ по физике», где уровень обучения повышается не столько за счет расширения теоретической части курса физики, сколько за счет уг­лубления практической – выполнение практических работ,  решения разнообразных физических задач.

Предлагаю программу элек­тивного курса, рассчитанную на учащихся Х-XI классов, календарно-тематическое планирование этого курса, а также тексты работ для текущего и итогового контроля, которые могут одновременно служить репетиционными работами для подготовки к ЕГЭ. В конце изучения кур­са проводится тестирование.

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесс. Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентностного подхода в образовательном пространстве, она нацеливает педагогических работников на поиск и апробацию новых технологических образований, ориентированных на формирование и развитие у учащихся ключевых  компетенции. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Современные условия развития общества все больше указывать на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знания от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности становятся все более актуальными.

Смена содержания обучения физике вызвана изменением целей образования в целом.

Практика обучения показывает. Что у учащихся массовой школы слабо сформированы. прежде всего , экспериментальные умения  и навыки , знания методологии исследования,  что, в конечном счете, сказывается на недостаточно осознанном изучении физической науки и проявляется в пассивности ученика в процессе обучения.

 Актуальность программы:

Опыт в исследовательской  деятельности обучающихся позволяет им накапливать внутренние ресурсы, необходимые дл дальнейшей социализации личности. Решение проблем в ходе исследовательской и проектной деятельности позволяет развить способности к обучаемости и решать нестандартные проблемы ( необходимость для адаптации в условиях быстро меняющегося мира).

Цифровая лаборатория « SensorLab» – новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ. Применяя такой исследовательских подход к обучению, создаются условия для приобретения учащимися навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Осваивая лаборатории можно осуществить   дифференцированный подход и развить у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории более наглядны и эффективны, это дает возможность лучше понять и запомнить тему. С цифровыми лабораториями можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования

 Цель программы:

Развитие мотивации личности к познавательной и социальной деятельности путем приобщения ее к основам исследовательской деятельности.

 Задачи:

Личностными результатами являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

 Метапредметными результатами  являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

 Общими предметными результатами являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Отличительные особенности программы:

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования.. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность  для формирования учебной  ИКТ-компетентности учащегося, дает  ему возможность  ориентироваться в современном мире и занять свое место,  как исследователя , в нем.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

 Формы и методы обучения. Методы  обучения основываются на совместной деятельности педагога и обучающегося,  в ходе которой осуществляется формирование знании, умений, и навыков ведения исследовательской и проектной деятельности. Сочетание различных форм деятельности позволяет сформировать образовательную среду, эффективно решающую поставленные педагогические задачи.

Кроме комбинированного занятия эффективными формами проведений занятий являются: теоретические и практические.

Наглядные методы: наблюдение, демонстрация опытов и экскрементов, просмотр видеофильмов, знакомство с коллекциями.

Практические методы: сбор и фиксация материала, самостоятельная работа.. Постановка опытов (экспериментов), моделирование.

Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, индивидуальная, работа в парах, малых группах, фронтальная.

Формы проведения занятий: комбинированное занятие, подготовка исследовательской (проектной) работы, беседа, лекция, семинарское занятие, практическая, лабораторная работа, конференция, собеседование, консультация.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются учебно-исследовательские конференции.

Прогнозируемые результаты.

  • В результате реализации данной программы учащиеся должны знать:
  • Теорию по программному обеспечению сбора экспериментальных данных «SensorLab»
  • Назначение датчиков, входящих в комплект цифровой лаборатории по физике
  • Возможности программы «SensorLab»для обработки экспериментальных данных на персональном компьютере;
  • Возможности ИКТ – ресурсов по физике учащиеся должны уметь:
  • составлять свои простые эксперименты;
  • подготовить систему сбора данных для экспериментов;
  • пользоваться системой сбора данных, Измерительным Интерфейсом и датчиками сбора и первичной обработки экспериментальной установке;
  • формулировать цель и составлять план эксперимента;
  • проводить эксперимент;
  • обрабатывать экспериментальные данные;
  • делать выводы;
  • видеть практическую направленность своей деятельности;
  • разнообразно представлять результаты своей деятельности.

Критерии успешности:

  • Увлеченность;
  • Повышенная мотивация;
  • Степень развития интереса;
  • Степень проявления самостоятельности в суждениях;
  • Презентация работы на научно-практической конференции;
  • Участие в конкурсах.

Содержание программы.

Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты. Демонстрация компьютерных экспериментов.

Знакомство с цифровой лабораторией «« SensorLab »». Подключение Интерфейса. Подключение датчиков. Регистрация Опыта. Установка параметров Опыта. Задание частоты замеров.

Задание длительности опыта. Предварительный просмотр  данных. Запись данных.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения. Лабораторная работа « Исследование равноускоренного и прямолинейного движения тела.

Лабораторная работа « Исследование равноускоренного и прямолинейного движения тела при движении по вертикали. Ускорение свободного падения». Масса. Измерение отношения масс взаимодействующих тел по отношению изменения скоростей.   Компьютерный эксперимент-измерение масс. Независимость массы от ускорения свободного падения. Сила. Иллюстрация движения под действием силы тяжести. Нахождение равнодействующей и уравновешивающей силы. Сила. Явления тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Лабораторная работа «Исследование движения тела, подвешенного на пружине. Измерение периода механических колебаний при движении  тела в вертикальной плоскости». Сила трения. Трение покоя. Трение в природе в технике. Лабораторная работа «Измерение силы трения и определение коэффициента трения. Исследование зависимости силы трения от: рода взаимодействующих поверхностей; площади взаимодействующих поверхностей; силы давления». Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Давление жидкости на погруженное в жидкость тело. Исследование – почему возникает выталкивающая сила. Манометры. Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс. Условия плавания тел. Закон Паскаля. Лабораторная работа. «Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Построение графика зависимости давления от глубины погружения». Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. Вес воздуха. Атмосферное давление. Плавление тел. Измерение атмосферного давления. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Плавление судов. Воздухоплавание. Механическая работа. Единицы работы. Компьютерный эксперимент – подбери силу, подбери путь. Исследование –  работа на наклонной плоскости. Проект – зависимость работы торможение от начальной скорости и массы тела. Мощность. Компьютерная работа –  подбери нужную мощность. Простые механизмы. Наклонная  плоскость. Измерение КПД наклонной  плоскости. Рычаг. Обсуждение результатов работы за год. Показ приобретенных знаний, умений и навыков учащимся своего класса, выступление на школьной конференции.

Учебно-тематический план образовательной программы

Название раздела Название темы
Вводное занятие. Физика и физические методы изучения природы. Наблюдения и опыт. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыт
Вводное занятие . Знакомство с цифрой лабораторией «SensorLab» Общая информация об  «SensorLab». Знакомство с процедурой

подготовки планшетного устройства сбора данных компьютера и измерительного интерфейса к проведению экспериментов . Регистрация нового опыта. Предварительный просмотр данных.Просмотр записанных данных.Добавление и редактирование рисунков .Знакомство с датчиками (область применения и технические характеристики). Работа с датчиками.

Взаимодействие тел. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.

Лабораторная работа « Исследования равноускоренного и

прямолинейного движения тела. Измерение ускорения при помощи

датчика ускорения, фоторегистраторов» Лабораторная работа

« Исследование ускорения свободного падения». Явление инерции. Взаимодействия тел. Масса. Единицы массы. Плотность вещества. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Лабораторная работа .

« Исследования зависимости силы тяжести. Невесомость»

Сила упругости. Вес тела. Единицы силы. Динамометр. Лабораторная работа

« Исследования зависимости силы упругости от деформации пружины» Графическое изображение силы. Сложение сил. Сила трения.

Трение покоя. Трение в природе и в технике. Лабораторная работа «Измерение силы трения». Лабораторная работа

« Явление инерции. Второй закон Ньютона. Взаимодействие тел. ЗСЭ».

« Колебания груза на нити, на пружине. Свойства звуковой волны».

Давление твердых тел, жидкостей и газов . Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа .Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Лабораторная работа « Изучение зависимости атмосферного давления от высоты. Измерение  давления жидкости на погруженное

в нее тело. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении» Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления . Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометр. Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

Лабораторная работа « Нахождение выталкивающее силы (Архимеда)» «Измерение влажности воздуха»

Работа и мощность. Энергия. Механическая работа. Единицы работы . Мощность. Простые механизмы. Рычаг.  Момент силы. Лабораторная работа  «Определение КПД»
Электрические  магнитные   явления. «Явления электризации. Измерение электрического заряда конденсатора. Изучение режимов работы и лампочки. Изучение зависимости силы

тока в проводнике от напряжения» « Измерение поля постоянного

магнита. Измерение осевого магнитного поля наэлектризованного соленоида».

Оптика и ядерная

физика.

«Поляризация света», «Измерение интенсивности света при помощи датчика освещенности», «Измерение фоновой радиации».
Подведение итогов обучения. Обсуждение результатов работы.

Список литературы для педагога:

Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1974.

Блудов М.И. Беседы по физике. М. Просвещение, 1973.

Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 7 кл. М. Вако, 2005.

Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. Книга для учителя. М.Просвещение, 1985.

Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. Книга для учителя. М.Просвещение, 1986.

Ельнин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. М.Школа-пресс,2001.

Лукашник В.И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы. М.Просвещение,2002.

Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы для 7-9 классов, М.: Дрофа, 2003-2005.

Нестандартные уроки по физике 7-10 кл. Сост. С.В. Боброва, Волгоград, 2002.

Малафеев Р.И. Творческие задания по физике. Пособие для учителей. М.  Просвещение, 2002.

Тульчинский М.Е. Качественные  задачи по физике 7 кл. М. Просвещение, 1985.

« Методические материалы цифровой лаборатории по физике», Москва, Институт Новых технологий.

Список литературы для учащихся.

Блудов М.И. Беседы по физике. М. Просвещение, 1973

Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент  по физике  / М.Г. Ковтунович. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007

Павленко Ю.Г.Начала физики / Экзамен, 2007

Покровский С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. – М., 1966

Интернет – ресурсы

http: // www. seu.ru/naws.Практикум по использованию цифровой лаборатории

http:// www.eduspd.com/go?url= http%3A//elkin52.narod.ru./.Занимательная физика в вопросах и ответах

http: //class-fizika. narod.ru

http: // www.fcior.edu.ru

 

ПРОФИЛЬНЫЙ    КУРС  ПО  ФИЗИКЕ

10  КЛАСС

« РЕШЕНИЕ  ФИЗИЧЕСКИХ   ЗАДАЧ»

Программа рассчитана  на 34  часа.

Автор  программы: учитель физики

МБОУ СОШ №4  г. Донецка Ростовской области

Бауэр Татьяна Михайловна.

 

 Пояснительная записка

По мнению многих педагогов и большинства учащихся одним из трудных звеньев учебного процесса является решение физических задач.  Физика  является в настоящее время одним из самых востребованных предметов не только при поступлении в высшие учебные заведения, но и в процессе учебы во всех технических ВУЗах. Физическая задача-это ситуация, требующая от учащихся мыслительных  и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Организация  деятельности учащихся по решению задач является одним из условий, обеспечивающим глубокие и прочные знания.  В настоящее время у большинства учащихся  среднего звена появляется интерес к предмету, а 10 классе они уже целенаправленно выбирают данный предмет в качестве профильного и необходимого для дальнейшей учебы.

Программа данного курса составлена с учетом государственного  образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики.  Программа составлена таким образом, что она ориентирует  учащихся на усовершенствование полученных знаний и умений. Основная задача программы – научить  учащихся решать физические задачи.

Решение задач – это практическое применение теоретического материала, умение приложить полученные знания на практике.

Решение задач  требует от учащихся умения  логически мыслить и рассуждать, делать краткие и точные записи, производить расчеты, объяснять полученный результат.

При решении задач у учащихся развивается кругозор,  логическое мышление, память, формируются практические и  интеллектуальные умения и навыки, способность к самооценке и взаимооценке знаний.

В процессе решения задач осуществляется внутрипредметные и межпредметные связи, что способствует повышению интереса у учащихся не только к физике, но и к математике, химии и т.д.

Таким образом ,  умение решать задач по физике является одним из звеньев повышения качества образования в целом.

Цели курса:

  1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения задач.
  2. Самостоятельное приобретение новых знаний.
  3. Формирование представлений о классификации, приемах и методах решения задач.
  4. Научить учащихся применять на практике полученные знания.

Задачи курса:

  1. Углубление и систематизация полученных знаний учащихся.
  2. Усвоение учащимися алгоритмов решения задач.
  3. Овладение учащимися основными методами решения задач.
  4. Развитие личностных качеств учащихся: внимательность, дисциплинированность, аккуратность, способность достигать поставленной цели.

Содержание курса

  1. Вводное занятие. Физические задачи разного уровня сложности и способы их решения.

1.Физическая задача.  Классификация задач по уровню сложности. Состав физической задачи. Теория и решение задач. Значение задач в обучении и их применение в жизни.

  1. Правила и приемы решения задач, общие требования, этапы решения физических задач. Анализ решения задачи, числовой расчет. Изучение примеров решения задач (качественных и количественных). Выявление ошибок при решении задач и их устранение.

Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, методы расчета размерностей, графический способ, сравнительные задачи и т. д.

Раздел 1. Основы кинематики и динамики (14 часов).

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики и динамики, с помощью законов сохранения.

Решение задач на применение формул скорости, перемещения ,  ускорения при равномерном и равноускоренном движении(координатный и векторный способы решения). Решение задач на применение основных законов динамики: законов Ньютона, законов для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления, на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Задачи на принцип относительности, на применение формул вращательного движения. При решении задач возможен подбор и составление различных сюжетных заданий: занимательных, экспериментальных, с бытовым, техническим, краеведческим  содержанием.

Решение задач на закон сохранения импульса и закон сохранения энергии, на определение работы и мощности (применяя различные способы). Самостоятельное составление задач на заданную тему, объект или явление. Самопроверка и взаимопроверка решаемых задач. Возможность решения задач олимпиадного уровня.

Раздел 2. Молекулярная физика (5 часов).

Решение качественных и количественных задач на основные положения и основное уравнение МКТ газов. Решение задач на описание поведения идеального газа: определение массы, количества вещества, скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Решение задач с использованием уравнения Менделеева-Клапейрона, свойства жидкостей и пара. , определение силы поверхностного натяжения жидкости.

Решение задач на определение влажности воздуха.

Решение качественных и количественных задач ,  а так же задач олимпиадного уровня сложности.

Раздел 3. Основы термодинамики (5 часов).

Решение задач на определение внутренней энергии и способов ее изменение. Решение задач на первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам:

  1. Изотермическому;
  2. Изобарному;
  3. Изохорному;
  4. Адиабатному.

Решение задач на определение КПД тепловых двигателей.

Раздел 4. Электродинамика(9 часов).

Решение задач на применение основных законов электростатики: закона Кулона, закона Ома для участка и полной цепи.

Задачи на определение характеристик электрического поля: напряженности, потенциальной энергии, потенциала и разности потенциалов.

Решение комбинированных задач на  описание электрического тока в различных средах ( с применением знаний по химии, например при изучении электролиза- электрического тока  в жидкостях). Решение задач на описание постоянного электрического тока в вакууме газах и т.д. Решение задач на определение электроемкости и энергии заряженного конденсатора. Решение задач олимпиадного типа.

Подготовка к итоговому тесту.

В процессе решения всех задач курса предполагается решение задач по материалам ЕГЭ .

В конце курса проводится обобщение знаний по методам и приемам решения  физических задач, итоговое тестирование.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

Раздел  1. Основы кинематики и динамики (14 часов).

№ п/п Дата Тема занятия Содержание Формы и виды контроля КОД ЕГЭ Примечания
1. Вводное занятие. Классификация задач. Общие требования к решению различных задач. Повторение основных понятий механики. Физический диктант. 1.3 Повторение материла за 9 класс (кинематические величины)
2. Механическое движение. 1.     Расчет скорости, перемещения при равномерном движении.

2.     Расчет скорости, ускорения, перемещения при равноускоренном движении.

3.     Расчет физических величин при движении вверх, вниз.

Тест. 1.15 З.Р.
3. Вращательное движение. 1.     Расчет периода, частоты вращения тел.

2.     Расчет линейной, угловой скорости.

3.     Расчет центростремительного ускорения, центростремительной силы.

Самостоятельная работа. 1.11,1.15. З. Р ,  тесты ЕГЭ
4. Первый закон Ньютона.  Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Решение качественных задач с использованием материалов ЕГЭ 1.11 Подготовиться к  с/р. Таблица.
5. Второй закон Ньютона. 1.     Расчет массы и ускорения.

2.     Расчет физических величин, когда на тело действуют несколько сил одновременно.

Тест. 1.11 Составить задачу по образцу.
6. Третий закон Ньютона. Решение олимпиадных задач.

 

Решение задач на законы Ньютона. Самостоятельная работа.
7. Сила всемирного тяготения. 1.     Расчет силы тяжести.

2.     Расчет гравитационной силы.

3.     Расчет веса тела

 

Тест. 1.18. З.Р.
8. Силы упругости. 1.     Расчет силы упругости.

2.     Задачи на закон Гука.

3.     Расчет деформации тел.

 

Физический диктант. 1.19 Таблица (продолжение).
9. Силы трения. 1.     Расчет силы трения.

2.     Расчет силы сопротивления, скольжения.

Самостоятельная работа. 1.19,1.20 З.р.
10. Движение под действием нескольких сил. Алгоритм решения задач под действием нескольких сил. Тест. 1.19,1.20 Задания в тетрадях (индивидуальные)
11. Работа силы. Мощность. Энергия. 1.     Расчет работы силы тяжести; силы упругости.

2.     Определение мощности.

3.     Расчет кинетической и потенциальной энергии.

Работа в парах (взаимопроверка) 1.21 З.Р.
12. Закон сохранения энергии. Решение задач на закон сохранения энергии. Самостоятельная работа 1.26
13. Импульс тела. Закон сохранения импульса. 1.     Расчет импульса тела.

2.     Расчет физических величин (скорости, массы) для упругого и неупругого ударов.

Тест. 1.21 З.Р., тесты.
14. Итоговое занятие по теме  «Основы кинематики и динамики» Обобщение ,  проверка усвоения темы. Самостоятельная работа, тест.

 Раздел 2. Молекулярная физика (5 часов).

15. Масса и размеры молекул. 1.     Расчет массы молекул.

2.     Расчет молекулярной массы.

3.     Расчет количества вещества (зная постоянную   Авогадро).

Таблица. 2.5 Закончить таблицу.
16. Основное уравнение МКТ газов. 1.     Расчет движения идеального газа.

2.     Расчет среднеквадратичной скорости молекул.

Тест. 2.16 З.Р. тест.
17. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. 1.     Расчет температуры, давления, объема данного газа.

2.     Чтение графиков изопроцессов.

Составление таблицы 2.18, 2.19 Задания в тетрадях.
18. Явление поверхностного слоя. Физика твердого тела. 1.     Поверхностное натяжение, капиллярное явление.

 

Составление схемы. Схема.
19. Влажность воздуха. 1.     Парциальное давление.

2.     Расчет относительной влажности воздуха с помощью таблиц температур.

3.     Расчет зависимости давления насыщенного пара от температуры

 

Самостоятельная работа 2.22 Повторение  темы «Молекулярная  физика»

Раздел 3. Основы термодинамики (5 часов).

20. Внутренняя энергия и способы ее изменения. 1.     Расчет внутренней энергии идеального газа.

2.     Расчет работы газа при расширении и сжатии.

3.     Расчет количества теплоты при нагревании, сгорании, плавлении, парообразовании вещества.

Таблица. 2.12 З.Р., составление задач.
21. Первый закон термодинамики. Расчет количества теплоты, работы и внутренней энергии при расширении и сжатии газа. Работа в группах 2.12 Записи в тетрадях (алгоритм)
22. Изопроцессы в газах. Решение задач на применение первого закона термодинамики к ихопроцессам. Тест. 2.12 Таблица (учить), З.Р.
23. Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых двигателей. Тест. 2.14,2.15 Подготовка к тестовой работе.
24. Решение задач олимпиадного характера. Тестовая работа по теме « Основы термо динамики»

   Раздел 4. Основы электродинамики (9 часов).

25. Закон Кулона. Закон Ома для участка цепи. 1.     Расчет силы взаимодействия между электрическими зарядами.

2.     Связь между силой тока, напряжением, сопротивлением.

Тест. 3.1-3.5 Повторить материал 8 класса(соединение резисторов )
26. Силовая характеристика электрического поля. 1.     Расчет напряженности поля точечного заряда.

2.     Решение задач на применение принципа суперпозиции полей.

Самостоятельная работа. 3.6 З.Р.
27. Потенциальная энергия заряженного тела. Потенциал. Разность потенциалов. 1.     Расчет потенциальной энергии заряженного тела в однородном электростатическом поле.

2.     Расчет потенциала э/ст. поля.

3.     Расчет разности потенциалов.

4.     Связь между напряжением и напряженностью.

Тест. 3.8 Задания в тетрадях.
28. Электрический ток в различных средах. 1.     Самостоятельный и несамостоятельный разряды в газах.

2.     Электролиз.

3.     Проводники и диэлектрики.

Качественные задачи, тест. 3.21,3.22 З.Р.
29. Решение комбинированных задач, задач олимпиадного типа. Решение задач по материалам ЕГЭ. Самостоятельная работа.
30. Электроемкость. Энергия заряженного конденсатора. 1.     Расчет электроемкости.

2.     Расчет энергии заряженного конденсатора.

Тест. 3.11 Повторение темы
31. Решение задач по теме» Электрическое поле»
32. Решение задач по разделам 1-4. Подготовка к итоговому тесту.
33. Итоговый тест по курсу (с применением заданий ЕГЭ).
34. Анализ заданий итогового теста. Подведение итогов за год.

*З.Р.- задачник, автор А.П. Рымкевич.

  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Физика. 10 класс. Учебник. Базовый уровень. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А.
  2. О.Н. Старцева. Олимпиада. Физика. 10 класс. Учитель. 2005.
  3. В.А. Швецов. Задачи для подготовки к олимпиадам. 10 класс. Учитель.2005.
  4. Л. А. Кирик . Физика. 10 класс. М . Илекса.1998.
  5. Г.Н. Степанова. Сборник задач по физике. М. Просвещение. 2007.
  6. С.П. Мясников, Т.Н.Осанова. Пособие по физике. М. Высшая школа. 1976.
  7. О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов. Факультативный курс физики. М. Просвещение. 1991.
  8. А.Г. Глазунов, А.А.Пинский. Методика преподавания физики. М. Просвещение. 1989.
  9. Материалы ЕГЭ 2005-20010 годов по физике.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.

Телефон: (86368) 2-54-00, 2-60-24, 2-51-21, 2-52-02
Факс: (86368) 2-54-00